РОСТ — Главная / О РОСТе / Пресса о РОСТе

10.07.08 В.Ладыгин:"Летайте с агентствами, которые вы знаете" (НГС.Новости)

Трем новосибирским турфирмам пришлось дважды оплатить отдых земляков в Турции

В конце июня этого года две туристские компании — «Детур» и Vasco Turizm Yatirim Sanayi ve Ticaret A.S., работавшие с новосибирскими турфирмами, были признаны банкротами. Туристов, среди которых были 60 новосибирцев, не встретили в аэропорту и не предоставили им трансфер. Чтобы избежать конфликтов с обеих сторон, три новосибирские турфирмы вторично внесли оплату за отдых новосибирцев. О том, почему турфирмам пришлось платить дважды и получат ли туристы компенсации, корреспонденту НГС.НОВОСТИ рассказал Виктор Ладыгин, председатель правления Регионального Отраслевого Союза Туриндустрии Сибири (РОСТ Сибири) — крупнейшего на Востоке России профессионального туристского объединения.

Почему турфирмам пришлось вторично внести плату за отдых туристов?

Это вопрос несовершенства нашего законодательства и репутации отечественного турбизнеса у зарубежных партнеров. Практически у всех туристов были на руках полные пакеты необходимых документов: договор с турфирмой, если это агентство, оно еще прикладывает договор с туроператором, туристическая путевка и ваучер, в котором указывается количество и качество проплаченных услуг. На этом ваучере обязательно стоит печать принимающей стороны. Ваучер выдается в четырех экземплярах: для турфирмы, принимающей стороны, туриста и туроператора, которым, в данном случае, выступает «Детур». Поэтому не знать, что эти туры оплачены, принимающая сторона просто не могла. Ну а дальше, как сказал консул в своем публичном выступлении, — героические усилия крупных российских туроператоров, едва ли не освободивших людей из турецкого плена. Я не вижу никакой доблести. Мне трудно себе представить, чтобы подобная ситуация произошла с туристами Германии, Англии, США, чтобы служба управления турецких отелей повела бы себя по отношению к этим западным странам так, как она обращалась с нашими туристами.

Справка: По словам Тамары Дутовой, директора турфирмы ООО «Капитан Грант», вторично отдых новосибирцев в Турции оплатили три новосибирские турфирмы: ООО «Капитан Грант», ООО «Олимпия-Райзен-Сибирь» и ООО «Глобус-Тур».

Кто должен был и кто в итоге гарантировал отдых новосибирцев?

«Детур», и речь идет только о нем. Через него покупали путевки большое количество турагентств. В идеале, туроператор не должен продавать путевки сам. Точнее, по нашему законодательству туроператор может продавать путевки самостоятельно, но в большинстве случаев путевки продаются через сеть агентств. Агентства могут быть в Новосибирске, Петропавловске-Камчатском, где угодно. В договоре с агентством очень четко прописывается, какие конкретно услуги продает туроператор. Того же самого туроператор требует от турагентства, которое, в свою очередь, заключает договор с туристом. Из турецких отелей не выпускали людей, которые полностью оплатили туры и, соответственно, выполнили свои обязательства по отношению к турфирме. Выполнили их и российские партнеры «Детура». Поэтому турецкие отельеры должны были предъявлять претензии к своим соотечественникам, а не к нашим туристам.

Сработал ли в этой ситуации закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»?

Справка: В 2007 году были приняты поправки к закону об основах туристской деятельности в РФ. Разработан механизм финансовых гарантий туроператорской деятельности в форме гарантий банков или страхования гражданской ответственности в пользу третьих лиц. Для операторов международного туризма финансовые гарантии определены в размере 10 млн руб., для операторов внутреннего туризма — 1 млн руб.

Сейчас этот закон действует, но все равно не работает. Уже стало понятно, что по действующему законодательству претензии всех пострадавших туристов страховщик возместить в полном объеме не сможет. На стадии обсуждения законопроекта крупные столичные туроператоры сознательно лоббировали вариант, предполагавший введение фиксированных финансовых гарантий, по сути своей являющихся входным барьером на операторский рынок. Еще осенью 2006 года РОСТ Сибири предложил принципиально другую схему формирования механизма фингарантий — обязательное страхование ответственности оператора по каждому реализованному туру. Покупает, например, турист тур стоимостью в $300, ответственность оператора застраховывается на $300. Покупает тур за $3000 — соответственно на $3000. К сожалению, лоббистские возможности крупных московских операторов оказались несопоставимы с интересами среднего бизнеса, составляющего основу туристской отрасли. Был принят устраивающий их вариант поправок к закону, но, похоже, реалии сегодняшнего дня заставят туристскую общественность и законодателей вернуться к вопросу его оптимизации.

Что, по вашему мнению, мотивировало новосибирские турфирмы пойти на лишние траты?

Во-первых, любое агентство дорожит своими постоянными клиентами. Во-вторых, у агентств тоже были свои рекомендации, как им нужно повести себя в подобном случае, с тем чтобы компания «РОСНО», которая страховала «Детур», компенсировала в конечном итоге суммы, затраченные на повторную оплату отдыха туристов. Они сейчас заплатили, но у них есть надежда вернуть эти деньги через страховую компанию. Хотя согласно поправкам к отраслевому закону, принятым в 2007 г., турагентство не является субъектом туристкой деятельности и возвращать деньги страховщик должен только клиенту. Основная проблема сферы туризма в том, что ни одна из составляющих работы туроператоров не может быть полностью гарантирована. Консульства практикуют отказы в визе без объяснения причин, самолеты имеют свойство опаздывать, а авиакомпании — увеличивать стоимость перелетов в связи с ростом цен на горючее. В конечном итоге получается, что туроператор всегда зависим.

Согласно требованиям закона об основах туристской деятельности в РФ пострадавшие туристы имеют право на компенсацию. Будет ли она выплачена?

Страховое покрытие ответственности компании «Детур» составляет 10 миллионов рублей, то есть порядка $425 тысяч. Сейчас мы располагаем информацией о том, что в Турции по путевкам этого оператора оказалось более 500 туристов. При этом глубина продаж достигает сентября. По оценкам экспертов, в настоящее время путевки от «Детура» имеют еще порядка полутора тысяч туристов. Деньги за оплаченные, но не состоявшиеся туры им уже никто не вернет. Значит, они тоже обратятся за компенсациями к страховщику. То есть страховщик сможет компенсировать в среднем порядка $215 на туриста. Эта сумма меньше средней стоимости тура. При этом по правилам страховщик приступит к выплатам после того, как соберет в установленном порядке претензии от туристов и определит общий размер претензий. Исходя из этой суммы, будут пропорционально компенсироваться потери граждан. То есть, например, если возможности финансовых гарантий будут составлять 50 % от суммы всех претензий, каждый подавший претензию турист получит 50 % от реально подтвержденных затрат. Такой ситуации можно было бы избежать, если бы страховали ответственность оператора по каждому проданному продукту.

Стоит ли новосибирцам ожидать таких кризисных ситуаций в сфере туризма в дальнейшем?

Первый прецедент для Новосибирска был в памятном 2005 году, когда на Филиппинах, в буквальном смысле, застрял самолет. Туристов задержали, потому что турфирма оказалась банкротом. Туристскому сообществу России нужно всерьез задуматься о федеральном законе, который был существенно изменен в 2007 году, — «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Когда мы увидим, чем разрешится нынешняя ситуация, нужно будет оценить, насколько хорош и совершенен наш закон и какие поправки нужно принимать. А пока летайте с агентствами, которые вы знаете. Качество агентства измеряется, во-первых, квалифицированностью сотрудников, которые там работают, во-вторых, немаловажно знать, насколько эти сотрудники держат руку на пульсе, насколько хорошо они знают московских туроператоров. Даже хорошее турагентство не может на сто процентов обезопасить туристов.