РОСТ — Главная / О РОСТе / Пресса о РОСТе

31.07.08 Новосибирский эксперт: "Механизм финансовых гарантий защищает интересы узкой группы туроператоров" (ИА REGNUM)

Механизм фиксированных финансовых гарантий деятельности туроператоров - это входной барьер на операторский рынок, защищающий только интересы узкой группы крупных российских туроператоров. Он не способен реально защитить ни интересы большинства участников рынка, ни интересы конечного потребителя. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом 30 июля в ходе online-конференции заявил председатель правления Регионального Отраслевого Союза Туриндустрии Сибири (РОСТ Сибири) Виктор Ладыгин.

По его словам, неделей ранее РОСТ распространил открытое письмо по поводу совершенствования механизма финансовых гарантий. Письмо было направлено в Госдуму, министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, органы законодательной власти СФО, а также в отраслевые профессиональные объединения.

"Мы хотим обратить внимание представителей власти и туристской общественности на тот факт, что, несмотря на безусловную значимость введения финансовых гарантий туроператорской деятельности для туристской отрасли, механизм их применения далек от идеального, - сказал Виктор Ладыгин. - Мы предлагаем принципиально иную схему формирования механизма финансовых гарантий, предполагающую введение обязательного страхования ответственности оператора по каждому реализованному туру. Эта схема позволила бы привязать размер финансовых гарантий туроператора к реальному объему обслуживаемых туристских потоков. Покупает, например, турист тур стоимостью в 300 долларов, ответственность оператора страхуется на 300 долларов. Покупает тур за 3 000 долларов, сумма страхования ответственности также увеличивается до 3 000 долларов".

Виктор Ладыгин предложил на примере банкротства компании "Детур" продемонстрировать несостоятельность механизма финансовых гарантий: "Страховое покрытие ответственности компании "Детур" составляет 10 миллионов рублей, то есть порядка 425 тысяч долларов. Согласно озвученной в СМИ информации, в Турции на момент банкротства по путевкам этого оператора отдыхали более 500 туристов. При этом глубина продаж достигала сентября. По оценкам экспертов, в настоящее время путевки от "Детура" имеют еще порядка 1,5 тысячи туристов. Деньги за оплаченные, но не состоявшиеся туры этим туристам уже никто не вернет. Значит, они тоже обратятся за компенсациями к страховщику. То есть в среднем на туриста страховщик сможет компенсировать порядка 215 долларов. Это меньше, чем средняя стоимость тура, особенно если учитывать и перелеты из регионов. При этом, выплаты страховщик должен начать после того, как соберет в установленном порядке претензии от туристов и определит общий размер претензий. Исходя из этой суммы, должны пропорционально компенсироваться потери граждан. Если сегодня эксперты оценивают ущерб, нанесенный "Детуром" потребителям в 18 миллионов рублей, совершенно очевидно, что страховщик, гарантировавший деятельность туроператора сможет компенсировать не более 55% реально подтвержденных затрат туристов".

По мнению Виктора Ладыгина, такой ситуации можно было избежать, если бы ответственность оператора страховалась по каждому проданному продукту. При этом он утверждает, что введение обязательного страхования ответственности туроператоров не приведет к удорожанию путевок и снижению конкурентоспособности участников рынка.

"Оплата услуг финансового гаранта по определению заложена в турпродукт, - объясняет Виктор Ладыгин. - Просто сегодня в выигрышном положении оказываются крупные туроператоры, так как в структуре их услуг приблизительно одинаковая страховая премия "раскладывается" на большее количество туристов. А финансовая нагрузка на туристов, приобретающих туры менее крупных туроператоров, значительно выше. При страховании каждого проданного турпродукта этот дисбаланс выровняется, и конкурентоспособность региональных и нишевых операторов, составляющих большую часть туристского рынка только повысится".

Виктор Ладыгин уверен, что простое увеличение размера финансовых гарантий принципиально ситуацию не решит и страховое покрытие на 50 миллионов рублей не спасет в случае банкротства оператора, обслуживающего десятки тысяч туристов. "Для того чтобы понять это, достаточно просто разделить 50 млн рублей, например, на 50 тысяч туристов. А это цифры далеко не лидеров российского рынка, - говорит он. - В тоже время мы убеждены, что увеличенные фингарантии и следующее за ними повышение страховой премии отсекут от рынка значительное количество региональных и нишевых операторов, представляющих зачастую уникальные продукты, но в силу специфики своей деятельности имеющих ограниченные обороты. Механическое увеличение размеров фингарантий автоматически лишит их возможности заниматься туроператорской деятельностью".